Камиль Писсарро «Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки», 1873
Музей д’Орсе, Париж
Импрессионизм
Писсарро увлекается оптическим эффектом, производимым смешением тонов и цветов, причем это увлечение затмевает далее пристрастие к геометричной композиции — «Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки» является ярким тому подтверждением. Тема зимнего пейзажа, популярная у большинства импрессионистов, позволила живописцу глубоко проанализировать игру света и тени — в данном случае это тень, отбрасываемая тополями, — а также достаточно точно передать переливы снежного покрова. Художник пытается показать, что «все в природе имеет свой цвет, а белого и черною не существует», поэтому главная цель картины — поймать момент «золотой серости, облитой утренним светом». Это полотно, выставленное в 1874 году на Первой выставке импрессионистов, было сразу же подвергнуто критике за примитивизм тематики, которая якобы является «слишком приземленной».
Тем не менее, гений Писсарро состоит именно в бесконечном проявлении форм, линий и цвета там, где этого меньше всего ожидаешь — даже при изображении самого простого мотива, взятого из повседневной жизни.